20:33 Деятельность ребенка | |
С точки зрения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, 1972, Д.Б. Эльконин, 1978) истинная игра, как присущая человеческому виду деятельность, это сюжетно-ролевая игра, происходящая в воображаемой ситуации, где играющие согласованно принимают роли и взаимодействуют в рамках некоторого сценария. К такой зрелой игровой деятельности дети становятся способны лишь в дошкольном возрасте. Периоду раннего детства отводится роль подготовительного периода, в котором у ребенка в процессе взаимодействия с бытовыми предметами, игрушками и взрослыми формируются игровые действия. С позиций конструктивизма игра–это важнейшая часть процесса конструирования знаний при взаимодействии ребенка с физическим и социальным миром (Levin, 1996). Игра начинается с младенчества как исследование себя и окружения (”сенсомоторная игра” по Ж. Пиаже (1968), “сенсорная игра” по Jones & Reynolds, (1992), Затем приобретенные знания ребенок репрезентирует в более сложной “проективной” (Jennings, 1995) игре с разными игрушками и материалами. При этом игра уже носит символический характер, в ней постепенно развиваются связность отдельных репрезентаций в сюжетную линию и первые признаки принятия ролей и контроля за ходом игры, что в дальнейшем перерастает в драматическую игру. Важнейшими атрибутами игры по Sponseller (1982), являются: внутренняя мотивации, внутренний контроль и внутренняя реальность. В культурологии наиболее авторитетным исследователем игры считается Й. Хейзинга (”Homo Ludens”,1938), который рассматривал игру как врожденную способность, присущую человеку и многим животным. В отличие от животных, человек как качественно более развитое живое существо обладает уникальными физическими и нервными ресурсами для игровой деятельности. Накопленная тысячелетиями культура делает игру ребенка и взрослого социальной и исторически-конкретной по своему содержанию. Согласно И. Хейзинге, игра–это деятельность, характеризующаяся свободой, отвлеченностью от первичных потребностей, напряжением, удовольствием, забавой, упорядоченностью, цикличностью, изолированностью в месте и во времени; она имеет развивающий и коммуникативный смыслы. Специалисты Лекотек рассматривают игру как особый вид активности ребенка, появляющийся в младенчестве и усложняющийся по мере развития, организующийся и поддерживаемый взрослым, добровольный и приносящий радость, позволяющий ему в безопасной ситуации наращивать свой эмоциональный и социальный опыт, творчески получать знания и совершенствовать навыки, выражать мысли и чувства. Развитие игровой деятельности В процессе развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые, более сложные виды игры. При этом более простая игровая активность не исчезает, а остается доступной в последующие годы жизни. С 1.5-2-х месяцев наблюдается игра-исследование окружающего мира и своих физических возможностей (”сенсомоторная игра”). Ребенок производит одни и те же действия с разными предметами: тянет в рот, трясет, позже–вертит, ощупывает, бросает и т.д. Малыш пытается установить эмоциональный, зрительный, звуковой контакт со взрослым, улыбаясь, заглядывая в глаза (Лисина М.И.). Иногда ребенок совершает непонятные для взрослого стереотипные движения (раскачивается, стоя на четвереньках или в кроватке, стучит рукой по столу, бросает предметы на пол), которые позволяют ему почувствовать свое тело, тренировать навыки сохранения равновесия, изучать глубину пространства. С 9-11-х месяцев появляется игра-подражание, которая выражается в многократном воспроизведении действий или слов окружающих. В результате, ребенок расширяет свой репертуар действий и произносимых слов. Действия ребенка становятся предметными, направленными на достижение цели в реальной ситуации (”предметно-игровая деятельность” по С.Л. Новоселовой). С 14-18-х месяцев можно наблюдать символическую игру, то есть специфические действия с игрушками, изображающими предметы, в искусственно созданной ребенком (или взрослым) ситуации (”как будто”, “понарошку”): “кормит”, “причесывает” или “купает” куклу, “пьет” из чашки. В игре ребенок легко замещает реальный объект другим, а позже–вообще предполагает наличие отсутствующего предмета. То есть, происходит перерастание предметно-орудийных действий в игровые (Ф.И. Фрадкина, 1960, 1966, Н.Я. Михайленко, 1978, Е.В. Зворыгина, 1978). С 20-30 месяцев ребенок объединяет отдельные функциональные игровые действия с сюжетными игрушками в связные последовательности (Ф.И. Фрадкина, 1966). Сначала ребенок совершает всего два последовательных действия (например, нагружает и возит машинку), к 2.5–3 годам–три-четыре действия (например, кормит куклу, раздевает ее, затем–укладывает спать). С 24 мес все чаще наблюдается конструктивная игра–плоскостное и объемное конструирование (Smilansky, 1968, Rubin, 1984). С 3-4-х лет стремительно развивается сюжетно-ролевая игра (Д.Б. Эльконин). Ребенок договаривается о принятии ролей с партнерами (другими детьми или взрослыми) или играет один сразу за нескольких персонажей. При этом наблюдается увеличение половых различий в игре. Исполнение роли учит ребенка придерживаться определенных правил поведения. С 3.5-4-х лет дети начинают успешно участвовать в играх с правилами, заключающихся в циклической игровой деятельности, состоящей из этапов и включающей строго фиксированные последовательность и условия этой деятельности. Обычно–это подвижные игры. Все виды символических игр (Piaget, 1962, Chance, 1979), в которых ребенок представляет себя кем-то или делающим что-то называют также “драматической игрой” (Smilansky, 1968, Rubin, 1984). Игровые стили В зависимости от индивидуального психологического профиля ребенка, т.е. его темперамента и способностей, дети могут демонстрировать преобладающие тенденции развития игрового поведения. Creaser (1990) выделила “исследователей”, “зрителей” и “драматургов”. Она описала предпочитаемые детьми способы взаимодействия и привела рекомендации по дифференцированной поддержке игровой активности детей. “Драматурги” легко принимают различные роли, представляя игровую ситуацию с минимальным количеством или вовсе без игровых материалов. “Исследователи” любят заниматься конструкторами, экспериментировать с предметами, разбирать их на части. Они не успокаиваются, пока полностью не выполнят задачу. “Зрители” любят наблюдать за игрой, слушать и иногда комментировать. Это часто огорчает родителей, однако дети просто могут иметь своеобразный способ обучения. Культурные отличия в игре Хорошо известно, что существуют различия в отношении взрослых к детской игре, в видах традиционно поддерживаемых игр у разных народов. Из этого следует, что необходимо быть осторожным при консультировании родителей различных национальностей по поводу подбора адекватных игр для ребенка. Развивающая сила игры С точки зрения конструктивизма, игровой процесс, который является интегральной частью обучения и развития, включает следующие шаги: – игра с тем, что уже преодолено и известно; – встреча с интересной для решения проблемой во время игры; – решение или преодоление проблемы в игре; – узнавание нового понятия или навыка для разработки в игре; – проигрывание с тем, что выучено или преодолено (Levin, 1996). При помощи процесса взаимодействия со своим окружением дети приобретают компетентность в физическом и социальном мире. При этом, взрослый партнер ребенка по игре является источником культурного развития малыша. Игра с взрослыми учит детей партнерству, синхронности, очередности, самоконтролю. Позже, игра со сверстниками позволяет детям выстраивать своё понимание социума и взаимодействий. Новые ситуации и проблемы расширяют их навыки (Cordon & Browne, 1993). Во время игры дети имеют возможность воспринять себя как компетентных, дееспособных и полезных, что имеет решающее значение в развитии их самооценки и эмоциональной сферы. Способность к символизации в игре является центральной в когнитивном развитии и в дальнейшем обучении, включая чтение и письмо (Levin, 1996). В игре дети также приобретают навыки общих движений, ручной моторики и зрительно-моторной координации. При этом достигаются более сложные умения, улучшается сила, баланс, скорость и контроль. Игра является произвольной активностью, предполагающей свободу действий. В игре ребенок может создавать мир образов, развивать язык, совершать открытия, выстраивать межличностные отношения, формировать физическое и психическое “Я”, укреплять интерес и концентрацию внимания, исследовать предметный мир, узнавать роли взрослых, перестраивать и уточнять свои знания (Hildebrand, 1991)
| |
|
Самое популярное: