22:18 Руководство по акушерству Сидорова И.С. | |
Так, в частности, значительное развитие получила перинатология, усовершенствованы методы и принципы пренатальной диагностики, направленные на выявление нарушений развития плода. Значительно дополнены, а по некоторым позициям и изменены представления о таких осложнениях беременности, как гестоз, фетоплацентарная недостаточность, акушерские кровотечения и др. Серьезные изменения претерпели многие вопросы организации акушерской помощи в амбулаторных условиях и в стационарах. Следует также отметить, что увеличилось число пациенток как беременных, так и планирующих беременность с различной экстрагенитальной и гинекологической патологией, с отягощенным акушерско-гинекологическим анамнезом и составляющих значительную группу риска по возникновению осложнений во время беременности и родов. Работа с подобными пациентками требует высокой квалификации врача, способного применить все новейшие диагностические и лечебные технологии и соответственно серьезных профессиональных знаний. В настоящее время в условиях рыночной экономики становятся все более высокими требования к профессиональной подготовке специалистов, уровень теоретических знаний и практического опыта которых должен быть сопоставим и даже опережать уровень их коллег за рубежом. В этой связи особую актуальность приобретает концепция непрерывного последипломного образования, целью которой является сначала специальная подготовка выпускников вузов к самостоятельной работе, а затем их непрерывное профессиональное совершенствование с учетом потребностей практической работы. В этой связи актуальной является мысль немецкого педагога Ф.А.В. Дистервега: «Образование никогда не составляет нечто законченное и завершенное, оно вечно образующееся и живое, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, приращения». К сожалению, современная методика преподавания медицинских дисциплин изобилует стандартами, шаблонами, алгоритмами, которые часто даже не полностью осознаются учащимися и воспринимаются исключительно на память. При этом еще одной важной задачей последипломного образования является выработка и совершенствование самостоятельного и неординарного клинического мышления врача-специалиста с соблюдением принципов индивидуального подхода к каждому пациенту. Процесс непрерывного профессионального обучения прежде всего должен носить активный, самостоятельный характер. Врач в первую очередь должен иметь возможность и уметь работать с литературными источниками, значительно дополняя и закрепляя тем самым полученные им знания на лекциях и семинарах. Стремительный прогресс медицинской науки во многом опережает выходящие в свет различные издания и публикации, в которых в основном содержатся только отрывочные, а иногда и противоречивые сведения по целому ряду принципиально важных теоретических и практических вопросов современного акушерства. Кроме того, доступными для врачей стали публикации зарубежных авторов, которые часто страдают некорректным переводом, а само изложение целого ряда вопросов существенно отличается от представлений отечественного акушерства. Следовательно, одним из наиболее важных вопросов реализации принципов непрерывного последипломного обучения врачей является сопровождение и поддержка учебного процесса соответствующей образовательной литературой. В настоящее время назрела настоятельная необходимость в наличии подобной учебной литературы, так как до настоящего времени в системе последипломного образования отечественных акушеров-гинекологов не существовало такого единого фундаментального специализированного учебного издания. Настоящее руководство для врачей, в котором представлены все основные современные проблемы акушерской практики, является первым подобным учебным изданием. Оно подготовлено членом-корреспондентом РАМН, профессором И.С. Сидоровой, академиком РАМН, профессором В.И. Кулаковым, профессором И.О. Макаровым. Одной из важных задач данного практического руководства явилось целостное изложение материала при рациональном сочетании знаний классического акушерства с современным научным и практическим опытом, как отечественным, так и зарубежным. Во многом изложенные в практическом руководстве материалы основаны и на собственном многолетнем научном и клиническом опыте авторов. При изложении материала по различным нозологическим формам использованы современные классификации и номенклатуры. Руководство содержит как современные теоретические данные по акушерству, так и имеет прикладной характер, неся информацию, которая востребована в профессиональной деятельности акушера-гинеколога. Материалы практического пособия «Руководство по акушерству» соответствуют Образовательному стандарту послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040101 «Акушерство и гинекология» и составлен в соответствии с перечнем разделов Учебной программы подготовки специалиста акушера-гинеколога по разделу «Акушерство». В руководстве по акушерству отражены все основные вопросы изучаемой дисциплины, которые позволяют врачу наиболее полно разобраться в различных клинических ситуациях, облегчить диагностику и принять правильное решение для успешного ведения пациентки, лечения выявленных заболеваний и осложнений, выбора срока и метода родоразрешения. Книга «Руководство по акушерству» предназначена для системы послевузовского профессионального образования практикующих врачей акушеров-гинекологов, а также интернов, клинических ординаторов и аспирантов. Кроме того, оно также представляет интерес для врачей смежных специальностей. Авторы будут благодарны читателям за все замечания и предложения по совершенствованию данного руководства.
| |
|
Самое популярное: