23:28 Детские болезни (том 1) - Шабалов Н.П. | |
Рекомендуем перед чтением каждой главы данного учебника вновь обратиться к «Пропедевтике детских болезней» и восстановить в памяти сведения об анатомо-физиологических особенностях детского возраста, семиотике, диететике, методах инструментального и клинического обследования ребенка, которые здесь не изложены, так же как и материалы о воспитании, закаливании и валеологии детства. При изложении сведений по методам лечения учитывалось, что студенты изучают его отдельные аспекты на кафедрах лечебной физкультуры, рентгенологии и радиологии, анестезиологии и реанимации, клинической фармакологии. Кратко представлены материалы и по дифференциальной диагностике заболеваний, с которыми студенты знакомятся на кафедрах детской хирургии, детских инфекционных болезней, офтальмологии, оториноларингологии, дерматологии, неврологии, психиатрии, генетики. Проблемы детей периода новорожденное™ освещены в отдельном учебнике («Неонатология», СПб, 1997). Краткость учебника предусматривает самостоятельную работу студентов (особенно в субординатуре) с дополнительными источниками литературы, которые преподаватель будет рекомендовать на практических занятиях. А. Ф. Тур — инициатор первого издания учебника (1979), рекомендовал при изложении спорных вопросов педиатрии руководствоваться взглядами петербургской школы педиатров. И хотя на титуле этого издания не указана фамилия Александра Федоровича, авторы стремились создать подлинно Туровский учебник. На Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге есть черная гранитная плита с надписью: Академик Александр Федорович Тур — 3 (16) сентября 1894 - 24 июля 1974. Между этими датами — вся жизнь: счастливое детство в семье талантливого физиолога, профессора Петербургского университета Ф. Е. Тура, Ла-ринская петербургская гимназия, учеба в Военно-медицинской академии У крупнейших русских медиков (И. П. Павлова, Л. А. Орбели, А. А. Максимова, Н. П. Кравкова, В..Н. Шевкуненко, В. А. Оппеля, М. И. Аствацатурова, I), две войны, работа главным педиатром в умирающем от голода блокадном Ленинграде, десятки тысяч спасенных жизней детей. Между этими датами — самоотверженная каждодневная работа врача, ученого. Свой путь в медицине А. Ф. Тур определил еще в годы учебы в Военно-медицинской академии под влиянием ведущего петербургского педиатра А. Н. Шкарина. Начало научной и клинической деятельности Александра Федоровича связано с работой в клинике другого выдающегося детского врача России — М. С. Маслова. С 1925 г. и до последних дней жизни А. Ф. Тур работал в Ленинградском педиатрическом медицинском институте. Здесь Александр Федорович возглавлял кафедры физиологии, диететики и гигиены ребенка, пропедевтики детских болезней и госпитальной педиатрии. А. Ф. Тур — автор более 250 научных работ. «Пропедевтика детских болезней», «Справочник по диететике ребенка раннего возраста», «Физиология и патология детей периода новорожденное™», «Гематология детского возраста», «Рахит» стали настольными книгами педиатров нескольких поколений. Основными направлениями научных исследований школы А. Ф. Тура явились: физиологические особенности, диететика и воспитание детей, неонато-логия, рахит и его профилактика, детская гематология, эндокринология. Идеи А, Ф. Тура были реализованы и углублены в трудах его учеников. Александр Федорович был руководителем 28 докторских и 110 кандидатских диссертаций. А. Q. Тур был избран академиком АМН, председателем обществ детских врачей России и Ленинграда, почетным членом обществ педиатров Болгарии, Венгрии, Италии и Чехословакии. За свои труды Александр Федорович был награжден рядом высших орденов, медалей, премий страны, званием «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». Для всех своих учеников А. Ф. Тур — не только незабываемый образец служения детям, педиатрии, но и нравственный эталон, пример научной и гражданской мудрости, порядочности и мужества: он никогда не был членом партии, не поддавался гипнозу массовых заблуждений в период вульгаризации учения И. П. Павлова и гонений на генетику. Александр Федорович был всегда доброжелателен и чуток ко всем, старался сделать все возможное для поддержания лучших традиций русской педиатрии.
| |
|
Самое популярное: