23:07 Краткий курс судебной медицины - Харин Г. М. | |
Предметом судебной медицины являются ее теоретические и практические составляющие, направленные на применение специальных знаний для судебно-следственных целей, то есть для производства судебно-медицинской экспертизы (СМЭ). Система предмета судебной медицины была предложена в 1948 г. профессором М.И. Авдеевым, а современная попытка создания единой системы предмета представлена в виде следующей схемы (Ю.И. Пигол-кин, В.Л. Попов, 2003). Система предмета судебной медицины Содержание собственно судебно-медицинской науки исходя из системы предмета составляет: — судебно-медицинская танатология (учение о смерти и трупных изменениях); — судебно-медицинская травматология (учшие о повреждениях, механизмах и условиях их возникновения); — судебно-медицинское акушерство и гинекология (изучение вопросов спорных половых состояний, половых преступлений и других сексуальных действий); — судебно-медицинская токсикология (учение о ядах и диагностика отравлений); — изучение повреждений от действия физических факторов (крайние температуры, электричество, барометрическое давление, лучистая энергия); — разработка методов исследования вещественных доказательств биологического происхождения, методов идентификации личности и орудия преступления; экспертиза по материалам дела. В результате изучения курса судебной медицины студент юридического вуза должен знать: — теоретические основы, характеризующие понятие, предмет, объекты, методы, систему предмета, роль судебной медицины в работе правоохранительных органов; — уголовное и гражданское процессуальное законодательство РФ, Федеральный закон от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и иные, в том числе подзаконные, нормативно-правовые документы, регламентирующие назначение и производство судебно-медицинской экспертизы; права, обязанности и ответственность эксперта; — организацию и структуру судебно-медицинской службы, пределы компетенции судебно-медицинского эксперта и экспертную документацию; — основы учения о смерти и трупных изменениях, правила осмотра трупа на месте его обнаружения, поводы к назначению судебно-медицинской экспертизы трупа и разрешаемые при ее производстве вопросы; — особенности и классификацию повреждений от различных видов внешнего воздействия; — перечень частных вопросов, подлежащих разрешению при экспертизе расстройства здоровья и смерти; — общие принципы обнаружения, фиксации, изъятия объектов биологического происхождения и направления их на лабораторные исследования; — основные положения уголовного и гражданского законодательства об ответственности медицинских работников за нарушения прав граждан в области охраны здоровья. После окончания курса обучения студент должен уметь: — осуществлять наружный осмотр трупа на месте его обнаружения, исследовать и оценивать трупные изменения; — обнаруживать, описывать, сохранять и изымать вещественные доказательства биологического происхождения; — владеть основными принципами осмотра и описания повреждений на теле потерпевшего; — назначать судебно-медицинскую экспертизу различных объектов с внесением в постановление необходимых предварительных сведений (обстоятельств дела) и правильно сформулированных вопросов, поставленных на разрешение эксперта; — анализировать исследовательскую часть, оценивать объективность и аргументацию выводов в «Заключении эксперта».
| |
|
Самое популярное: