Главная » 2011 » Июль » 1 » Руководство по общей патологии человека. Хитров Н.К.
23:03
Руководство по общей патологии человека. Хитров Н.К.

Мысль о создании Руководства по общей патологии человека возникла и принимала все более определенные очертания по мере приобретения опыта преподавания этой дисциплины на соответствующей кафедре в ММА им. И.М. Сеченова. Этому же способствовали выход в свет учебника Д.С. Саркисова, М.А. Пальцева, Н.К. Хитрова «Общая патология человека» (М.: Медицина, 1995, 1997) и появление новых принципиально важных фактов и теоретических положений в фундаментальных явлениях патологии (дистрофии, аллергии и др.) и общей нозологии.
Общая патология существовала в России задолго до разделения ее на патанатомию и патофизиологию. В настоящее время это разделение рассматривается и с методической, и с методологической точек зрения как анахронизм; повсеместно в нашей стране организуются курсы и кафедры общей патологии. О настоятельной необходимости и неизбежности этого писал еще И.В.Давыдовский — основатель общебиологической концепции патологии, страстно и убедительно аргументировавший необходимость создания кафедр общей патологии в медицинских вузах. Если в его учебнике «Общая патология человека» [Давыдовский И.В., 1962] и наших учебниках все внимание сконцентрировано на методологии патологии, т.е. представлены и раскрываются концептуальные, в том числе новые, важные ее проблемы, то сейчас назрела необходимость в создании конкретного руководства для того, чтобы помочь студентам, интернам, ординаторам и начинающим преподавателям — патологам на современном уровне, но основываясь на естественно-исторической базе, освоить эти узловые положения и отразить их в повседневной работе педагога высшей медицинской школы.
Основная цель руководства — представить все конкретные разделы и темы общей патологии человека в форме лекций и практических занятий на основе теоретических положений, сформулированных авторами в учебнике «Общая патология человека». К таким фундаментальным, базовым, положениям общей патологии относятся следующие:
положение об интегрирующей роли общей патологии в системе медицинских знаний, использующей наиболее значимые достижения всех биологических, медико-биологических и медицинских, в том числе клинических, дисциплин для построения теории болезни;
о единстве и взаимозависимости структуры и функции в норме и при патологии;
диалектические основы взаимодействия внешнего и внутреннего в возникновении болезни;
системность реагирования организма на повреждающие факторы и определяющая роль рекомбинантных преобразований и регуляции жизнедеятельности, особенно реципрокной регуляции, в формировании приспособительных процессов в патологии;
общебиологические основы и индивидуальная вариабельность конечного результата так называемых общепатологических процессов для организма, двойственного их значения по критерию полезности для индивида;
надежность биологических систем и принципиальная обратимость повреждений;
естественно-историческое развитие медицины от семиотики к синдро-мологии и далее к нозологии и др.
Поставленная цель — не простая, как и всегда, когда создается новое направление в педагогике высшей медицинской школы. Достижение этой цели возможно при тесном взаимодействии и обоюдном понимании проблем общей патологии разными специалистами, прежде всего патофизиологами и патоморфологами.
Учитывая сказанное, мы рассматриваем данное руководство как первый труд в такой области знания, где появляются и будут появляться в дальнейшем определенные, нередко существенные дополнения и происходить коррективы. Редакторам и авторам казалось целесообразным, чтобы читатель в этой книге первоначально познакомился с целевой установкой обучения по тому или иному разделу программы, затем изучил соответствующую лекцию и методические пособия для проведения практических занятий, а в заключение мог проверить степень усовоения материала самостоятельно. В связи с этим в настоящем руководстве имеются три естественным образом связанных компонента: первый — рабочая программа по общей патологии человека для студентов медицинских вузов, второй — курс лекций по общей патологии; третий — цикл методических разработок для практических занятий по общей патологии человека. Для удобства самостоятельной работы в руководстве после лекции (или их группы — по одному разделу курса) приводится методическая разработка (или соответствующая их группа). С учетом требований программы такая структура руководства позволяет дать цельное представление о существе той или иной темы и организации ее преподавания.
Авторы рассматривают программу с приложенным к ней ориентировочным планом лекций и практических занятий как рабочий ее вариант, который может модифицироваться в зависимости от особенностей вуза и факультета, от специфики кафедры, ее традиций и возможностей. По приведенной программе в ММА им. И.М. Сеченова общая патология человека преподается студентам III—IV курсов факультета подготовки научно-педагогических кадров, студентам старших курсов лечебного и медико-профилактического факультетов на элективных курсах и интернам, ординаторам и аспирантам факультета последипломного образования.
Лекции по общей патологии человека отражают три блока информации: общая патология человека, основные ее положения и значение для практической медицины (вводная лекция); типовые формы патологии и общепатологические процессы; основы теории патологии. Эти лекции можно читать с теми или иными сокращениями или добавлениями в зависимости от уровня подготовки слушателей.
Методические пособия для проведения практических занятий разработаны и реализованы на кафедре общей патологии ММА им. И.М. Сеченова. Каждое из этих пособий включает тему и цель занятия, вопросы и современную литературу для подготовки, план проведения занятия и перечень используемого демонстрационного материала. В плане проведения по каждому занятию предусмотрены группы тестов для оценки исходного уровня знаний, обучающие задания, тесты для оценки выходного уровня знаний, в том числе ситуационные задачи, и заключение преподавателя. Обучающие задания представлены в двух вариантах: первый — теоретические вопросы, рассчитанные на их обсуждение студентами с участием преподавателя; второй — разного рода обучающие задачи, например незавершенные схемы патогенеза и экспериментально-клинические ситуации с вопросами, касающимися причинно-следственных связей той или иной патологии при указании ее характера. Тесты для оценки исходного уровня знаний — наиболее простые; правильные ответы на них предполагают возможность усвоения темы занятия. Тесты для оценки выходного уровня знаний — наиболее сложные; правильные ответы на них свидетельствуют о достижении учебной цели, изложенной в начале методической разработки. Таким образом, используемые тесты усложняются от начала занятия к его завершению. Здесь же дан перечень вопросов для проведения итоговых (контрольных) занятий; из них можно составить билеты для проведения зачета или экзамена. В конце руководства приводятся эталоны ответов на все тесты и ситуационные задачи; таким образом читатель может проверить степень усвоения материала и при необходимости углубить знания, используя рекомендованную литературу.
Редакторы и авторы заранее благодарны всем специалистам за предложения и замечания по существу изложенного материала.

Категория: Медицинская литература | Просмотров: 716 | | Рейтинг: 0.0/0

Share |

Самое популярное:
Болезни глаз у людей симптомы
Как вытащить клеща у человека
После укуса клеща
Горло болит больно глотать
Сгорела на солнце что делать
Лечение ожогов кипятком
Болит горло у ребенка лечение
Оказание первой помощи при поражении электрическим током
Русская баня: польза и вред
Ожог кипятком первая помощь
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
У нас есть UCOZ шаблоны которые можно скачать бесплатно
Также можно найти dle 9.6 шаблоны доступные для свободного скачивания
Если не нашли подходящий DLE 9.6 шаблон, то посмотрите на эти вде шаблоны под различные версии CMS DLE
Но если вам не по душе DLE и вы предпочитаете joomla!, то шаблоны joomla 2.5 вам 100 процентов пригодятся
Ну и напоследок еще один ресурс, где есть шаблоны для DLE 9.6 и более ранних версий.