Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. В современной литературе нет устоявшегося термина для обозначения детей, имеющих дефекты развития. В одних случаях употребляется термин «дети со специальными проблемами», в других — «дети с недостатками в развитии», а в третьих — «аномальные дети». В учебном пособии «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» за основу взят термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», хотя широко используются и другие термины-синонимы. Данное понятие, в сравнении с другими, на наш взгляд, — наиболее емкое. Входящее в него слово «здоровье» определяет специфику внутренней и внешней активности ребенка в конкретных социальных условиях. У детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья названные виды активности ограничиваются, и ребенок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций. Одна из особенностей книги «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» состоит в том, что при рассмотрении вопросов, относящихся к проблеме социальной реабилитации, акцент делается не на особенностях дефектов (слепоты, глухоты, умственной отсталости др.) и их влиянии на психику, а на закономерностях развития личности ребенка, независимо от специфики дефекта. Такой подход обусловлен, во-первых, тем, что каждый вид аномалии развития ребенка с конкретным дефектом достаточно глубоко рассматривается в специальной литературе, а во-вторых, тем, что развитие как нормального, так и аномального ребенка, согласно исследованиям многих современных ученых, подчиняется общим законам формирования психики и личности человека в онтогенезе. В конце каждой главы учебного пособия «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» предлагается перечень вопросов для самоконтроля, список литературы, а также примерные темы для докладов и сообщений. В конце пособия помещен словарь психологических и специальных терминов, встречающихся как в самом пособии, так и в рекомендуемой литературе.
|